среда, 12 мая 2010 г.
99 - "До свидания, Букварь!" - Смирнова Ольга Александровна
Смирнова Ольга Александровна - http://www.fsu-expert.ru/user/35940
Тот, кто работал с первоклассниками хорошо знает, как нелегко приходиться учителю в первые месяцы обучения детей. Ребята чрезмерно подвижны; внимание у них не устойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать с помощью каких средств сделать обучение увлекательным. Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Думаю что да.
Главные цели «курса» обучению грамоте и развитие речи по «Букварю» заключается в том, чтобы:
помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
обеспечить речевое развитие детей;
дать первичные сведения о языке и литературе, которые представят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего поспешного изучения, как русского, так и иностранных языков.
Букварь обеспечивает развитие учащихся формирование у них фонетического слуха, орфографической зоркости читательских и речевых умений. Он предполагает продуктивную работу как с детьми, только начинающим учиться читать, так и с теми, кто уже находиться на том или ином этапе овладения техникой чтения.
Именно с предъявления букв согласных начинается процесс обучения собственно чтению. Чтобы на первом же уроке ребята смогли читать целые слова, в работу вводятся две буквы: Л,М. Самым трудным на первых этапах является выработка механизма чтения прямого слога, предполагающего слитное «озвучивание» составляющих его букв.
Из специфики механизма чтения прямого слога вытекают приёмы обучения.
1. Наблюдение за тем, как происходит сметное произнесение звуков прямого слога в устной речи.
2. Чтение слогов по подвижной слоговой таблице ( по абаку).
3. Чтение прямых слогов, составляемых, начиная с букв гласных на глазах учащихся. этот прием преследует те же цели, что и чтение слогов по абаку.
Видя напечатанным слово, которое его затрудняет (например своей длиной) ученик выполняет следующие операции:
1. Находит первую букву гласного звука и карандашом ставит на строке после нее черточку.
2. Смотрит на стоящую впереди букву согласного (если такая есть), узнает её и, видя от нее карандашом, к букве гласного шепотом прочитывает прямой слог; если впереди есть еще буквы согласных, то, наращивая слева, повторяет процедуру, прочитывая весь слог.
3. Прочитывая начало слова, находит вторую букву гласного, карандашом ставит после нее штрих и выполняет операции, аналогичные предыдущим.
4. Прочитывает все слова по слогам с опорой на знак ударения.
Букварь ориентирован на детей, начинающих учиться читать. Именно задачи первичного освоения букв и становления механизма чтения подчинены отбор и расположения материала в букваре.
Я считаю, что Букварю не случайно авторы дали название – «Мой первый учебник». Это первая книга в руках первоклассника, которая учит его учиться. Ребенок осваивает систему условных обозначений, начинает приобретать первый опыт самостоятельной работы с учебной книгой. Мои дети понимают, что в Букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова, предложения, короткие рассказы, которые следует читать. В нем есть еще и задания, которые нужно выполнять. Сначала дети учатся понимать задания, представленные условными значками и потом, научившись, определяют смысл установок авторов из заданий – заголовков, осмысливают тексты по прочитанным после них вопросам.
Работая с материалом букварных страниц, мы встретились с короткими сообщениями, в которых сформированы орфографические правила, результаты наблюдений. Все названные элементы готовят детей к последующему самостоятельному общению с учебниками.
Уже в букваре осуществляется целенаправленная подготовка учеников к изучению русского языка. В нем решаются задачи разностороннего развития и воспитания ребенка, формирование у него читательских и языковых умений. Уже в букваре ученик начинает понимать, что в разных случаях мы говорим по-разному. Он учиться рисовать словами (изобразительная речь) и говорить как ученый (научно – деловая речь). В этом ему подсказывают рисунки – подсказки, которые даются на страницах. Дидактический метод букваря позволяет наблюдать за значением слов, особенностями их употребления, за правильной постановкой ударения, учит построению разных по цели и интонации предложений пониманию главной мысли текста правильному расположению предложений. На основе букваря практическим путем у детей начинает формироваться речевые умения. Авторы все сделали для того, чтобы ребенок в первом классе учился, понимая и осознавая услышанное и прочитанное. Первоклассники учатся по Букварю с радостью и удовольствием.