среда, 12 мая 2010 г.
128 - "До свидания, Букварь!" - Барсукова Людмила Александровна
Барсукова Людмила Александровна,
Панарина Оксана Ивановна
учителя начальных классов
г.Воронеж
МОУ лицей No.7
ул.Стунденческая,д.29
В этом учебном году наши первоклассники начали изучать свой родной
язык по "Букварю" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Учитывая то, что дети
пришли в классы с разными уровнями подготовки, нельзя сказать, что
обучение проходило "без сучка, без задоринки". До этого года нам
доводилось работать по программе Занкова, традиционной программе
"Русская азбука Горецкого. Поэтому первыми с трудностями столкнулись
мы сами. Сначала боролись с "человечками>> (с первого взгляда понимание
не приходило). Надо отметить, что дети освоились очень быстро, стали
давать характеристику звуков безошибочно. Это вообще программа очень
интересная. В процессе обучения грамоте ведётся большая
пропедевтическая работа-часть материала уроков русского языка даётся в
букварный период. Очень разнообразные развивающие упражнения.
<<Букварь" содержит огромное количество материала для словарной работы,
расширения кругозора и лексикона. Но некоторые темы содержали столько
новых слов, что времени на уроке было недостаточно для качественного
объяснения лексического значения и отработки навыков выразительного
беглого чтения. Например, стр.142:флора, фауна, фуфайка, офицер,
фыркает, гриф, телеграф, фрак, фронт, конфетти, фоторобот, флагшток.
Вообще, работа по "Букварю" на уроках проходила интересно и весело.
Материал в учебнике подобран хороший, познавательный. Очень нравились
детям иллюстрации ""Букваря>> - все персонажи красочные и симпотичные,
что является большой редкостью для учебников (создаётся впечатление,
что издательства соревнуются-у кого рисунок страшней). <<Букварь"
построен таким образом, что читали у нас все дети-и те, кто читает
бегло, и те, кто пришёл, почти не зная букв. Материал позволяет
чувствовать себя успешным читателем любого ученика. Слабочитающие дети
видят в качестве примера не только учителя, но и ровесников, читающих
хорошо. Ребёнок имеет свои маленькие победы каждый урок. Дети очень
радовались и за себя, и за одноклассников.
Материал учебника позволяет вести поисковую работу, самостоятельно и
коллективно. Атмосфера на уроках творческая. Дети с удовольствием
размышляют, обсуждают. Очень любят поспорить и поговорить. Шумно,
конечно, зато продуктивно. Например, при изучении буквы Ф, нам
встретилось новое слово "Фудзияма". Слово смешное, да и непонятное.
Дети сами искали в разных источниках, что это такое. И нашли. Принесли
фотографии и почти полноценные доклады. В учебнике всегда есть
материал, который позволяет расширить свои знания об окружающем мире.
Связь между предметами существует на протяжении всего курса обучения.
На уроках письма дети очень любили искать у себя в тетрадях те места,
которые получались лучше других (буквы, слова, предложения) .А уж
когда можно было проверить товарища-вот было настоящее счастье!
Дорогие коллеги, мы с их строгостью "и рядом не стояли". Очень
впечатляет объём запланированных работ на уроках письма. Поначалу
казалось: много! Точно не успеем! А ведь успевали. И даже оставалось
немного времени, чтобы пошутить и поспорить!
В общем, бездельничать нам было некогда! Изученных букв становилось
больше, новых меньше. <<Букварь>> подходил к концу. Провожать его решил
красиво и торжественно! Вспомнили героев сказок, которые "помогали"
нам учиться. Так в сценарии появились Шапокляк, Двойка, Пятёрка,
Букварь, Леший, Баба-Яга и т.д.
По опыту знаем, что перечисление букв алфавита со стихом к каждой
букве-скучно, долго и ужасно надоело!!! Решили отказаться от этого-и
правильно сделали! Вместо этого взяли задания на мультимедийном
оборудование-искали лишнее слово,составляли слова и т.д. Презентации
готовили сами.
Ну и какой праздник без сказки! Ребята инсценировали "Репку", только
сделали её "на новый лад>> - современную. Решили рискнуть и взять
сказку Филатова "Про Федота-стрельца-удалого молодца". И опять не
прогодали-получилось здорово о родители были в восторге. Праздник
получился отличный! Было всё: частушки, стихи, сказки, песни, подарки
детям. И,конечно, родительские слёзы. Слёзы радости за первые победы
детей, слёзы умиления, слёзы городости и восторга. Хочется верить, что
родительские слёзы будут только нашими!!!