среда, 12 мая 2010 г.
65 - "До свидания, Букварь!" - Лейба В.П.
МОУ Новомарковская СОШ
Конкурс фотографий и рассказа «Прощание с Букварем»
Выполнила: уч. начальных
классов Лейба В.П.
(Использование УМК «Гармония»)
Чтение должно стать для ребёнка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский
Все, кто работает с младшими школьни¬ками, знают, как нелегко обучить детей тех¬нике чтения, но еще труднее воспитать ув¬леченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Ис¬тинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Я уже шестой год работаю по комплекту учебников «Гармония» под редакцией Истоминой Н.Б. и не жалею об этом. Работать по этому комплекту учебников учителю надо начинать лишь после основательного его изучения, когда ему становятся видны все преимущества. Такую тщательную подготовку мне дали курсы повышения квалификации при ВОИПКРО. Важно полностью отойти от стереотипов традиционной системы и использовать необходимую педагогическую технику и весь комплекс воспитательных задач, направленных на нравственное развитие детей. Это самое сложное.
В период обучения грамоте (по учебнику «Азбука», в 2ч./ Н.М.Бетеньковой, В.Г.Горецкого, Д.С.Фонина) закладываются основы изучения родного языка и развитие речи. От того, насколько содержательно, эффективно и интересно для малышей пройдёт обучение на этом этапе, в значительной мере зависит успешность всего последующего освоения русского языка. Вот почему в «Гармонии» рассматривается период обучения грамоте как важная составная часть всей системы изучения русского языка в школе и потому уже здесь предусматривает работу учащихся (на доступном уровне) над теми вопросами языка и речи, которые особенно актуальны именно в начале курса, с которым нельзя ждать.
Полноценной дальнейшая работа может быть лишь в том случае, если будет соблюден принцип преемственности и перспективности в обучении. В соответствии с ним к концу бучения грамоте первоклассники должны не только приобрести те знания и умения, которые «обслуживают» элементарное чтение и письмо, но и сделать первые шаги в лингвистическом развитии, а значит, приобрести первоначальное представление о языке и речи, о действиях с языковым материалом, овладеть основами сознательного их выполнения.
Предлагаемый материал сгруппирован вокруг четырёх проблем:
1. Формирование первоначальных представлений о речи, требованиях к ней, её видах и особенностях, о функции слов и оформлении мыслей в речи.
2. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений.
3. Освоение детьми основных норм русской графики.
4. Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью первоклассников.
Данный комплект качественно меняет отношение учителя к ученику, поднимая его на более высокий уровень сотворчества. Цель авторов этого комплекта – воспитание гармонично развитой личности. Поэтому основной путь направлен на формирование знаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, а самостоятельным добыванием новых знаний всем классом.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо, прежде всего, пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в УМК «Гармония» является формирование «талантливого читателя», т. е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. В поле внимания начинающего читателя оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя.
Подход к литературе в данной программе даёт ученику широкие возможности для развития разностороннего творчества. Творчески раскрепощённый, эмоционально настроенный ребёнок глубже чувствует и понимает прочитанное.
Учебный материал книг подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в её идейно - тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. В учебниках представлены все области литературного творчества: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести басни, произведения драматической формы, познавательные статьи и очерки.
Важнейшим элементом азбучной страницы является сюжетная картинка. Чаще всего она связана с текстом для обучения чтению и по¬могает учащимся осмысливать прочитанное. Другое назначение сюжетных картинок - служить целям развития речи. Обе части учебников красочно оформлены. Дети учатся де¬тально рассматривать картинки, составлять ответы на вопросы учителя, последовательно строить связные высказывания, разгадывать ребусы. Сюжетные картинки в «Азбуке», представляющие собой иллюстрации к художественным произведениям, связаны с материалами для чтения. Поэтому строя работу, можно обратиться к ней до чтения - подготовить ребят к восприятию текста, но можно посмотреть на картинку и после чтения связать с прочитанными материалами.
Например, при работе с рассказом К.Д.Ушинского «Царица цветов» (1ч. с.102), сначала поработали с иллюстрацией, ответили на вопрос, а потом приступили к чтению текста.
Ребятам моего класса очень нравились чистоговорки, скороговорки, считалки, загадки, потешки. Их много как в первой части азбуки, так и во второй. Практически все принимали участие в составлении своих загадок, скороговорок, считалок.
На своих уроках чтения я стараюсь создавать ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры, даёт возможность развития монологической речи.
Например, при работе над сказкой А.С.Пушкина (2ч. с.72) «Сказка о рыбаке и рыбке» детям предлагаю представить себя этой прекрасной, из волшебного подводного мира, рыбкой и рассказать о себе. Монологи заслушиваем, и каждая следующая рыбка старается ярче и богаче описать свою внешнюю и внутреннюю духовную красоту (при этом развивается воображение) и направить её на служение добру. Ребёнок сам проводит параллели между внешней и внутренней красотой, и духовные ценности занимают первое место.
Часто на уроках провожу литературные игры. Дети представляют собой «живую картинку, «скульптурную группу». Они изображают чувства: милосердие, дружбу, любовь, страх и т. д. Пропустив эти чувства через своё воображение и восприятие, через свой внутренний мир, ребята учатся различать и видеть то вечное, что всегда было и будет в нашей жизни и отражено в произведениях разных жанров.
Много игр и на страницах учебника. Например, «Повнимательней читайте, на вопросы отвечайте» (1ч с.81, 85, 90, 98; 2ч. с.12, 22, 24, 35, 47, 52)
Так же в работе с художественным текстом важную роль отвожу прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. С помощью таких заданий у ребёнка формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ.
Часто домашнее задание по чтению даю на выбор: кто-то учит отрывок, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то «пишет» (устно) продолжение рассказа, кто-то придумывает загадку и т.п. Все творческие работы ребят мы складываем в папочку, которую могут посмотреть и почитать не только сами дети, но и их родители. Это делает учение увлекательным и способствует формированию у школьников активной читательской деятельности.
Итогом периода обучения грамоте стал праздник «ПРОЩАНИЕ С «АЗБУКОЙ», на котором всем ребятам были вручены удостоверения, подтверждающие умения и знания, полученные на уроках обучения грамоте, а так же азбука-памятка «Что хотели бы видеть в тебе твои одноклассники, родители и окружающие тебя люди»
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Настоящее удостоверение выдано
____________________________________________________
в том, что он с 1 сентября 2008 года учился по книге «Азбука» в 1 классе МОУ Новомарковской средней общеобразовательной школы
За это время изучил все 33 буквы русского алфавита и научился читать.
Учитель _____________
Директор_____________
Что хотели бы видеть в тебе твои одноклассники, родители и окружающие тебя люди
А - аккуратность, активность,
Б - благородство, бодрость, благоразумие,
В - верность, воспитанность, веселье, вежли¬вость, внимательность,
Г - гуманность, галантность, гордость, героизм,
Д - доброта, дружба, доброжелательность,
Е - единодушие,
Ж - жалость, жизнерадостность, жизнелюбие,
3 - здоровье,
И - искренность, инициатива,
К - культура, красота,
Л - любовь,
М - милосердие, мудрость, мужество, мечта¬тельность,
Н - нежность, надежность, нравственность,
О - осторожность, образованность, опрятность,
П - патриотизм, постоянство,
Р - радость, рассудительность, решительность,
С - справедливость, скромность, сознатель¬ность, смелость, сочувствие,
Т - терпимость, терпение, трудолюбие,
У - уважение, учтивость, ум, упорство,
Ф - фантазия,
Х - храбрость,
Ц - целеустремленность,
Ч - честность, чуткость, человеколюбие,
Ш - широта души,
Щ - щедрость,
Э - элегантность, энергичность,
Ю - юмор,
Я - яркость, ясность ума.