пятница, 14 мая 2010 г.
153 - "До свидания, Букварь!" - Куликова Лидия Васильевна
Областной конкурс фотографий и рассказов
Муниципальное образовательное учреждение
Титаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Как хорошо учить читать…
Куликова Лидия Васильевна,
учитель начальных классов
Как хорошо учить читать…
Ушинский связывает с духовной жизнью народа, в языке он видит историю народа, плоды его опыта, оказывает на огромное воспитательное воздействие языка на формирующееся сознание ребенка…
Уметь читать – это значит уметь быстро и правильно расшифровывать (перекодировать) знаки и понимать их смысл. Следовательно, на подготовительном этапе я должна предоставить детям опыт перекодирования, расшифровки разных знаков. Это особенно важно для сегодняшних учеников, которые живут компьютерно - электронном мире. Их сопровождает постоянное расширение мира знаков, необходимость постоянно увеличивать скорость реагирования на них и скорость их усвоения.
Поэтому на подготовительном этапе обучения чтению мои ученики считывают смысл рисунков, пиктограмм, расшифровывают знаки города, транспорта, «читают» следы на земле, по костюмам узнают героев сказок, спортсменов и прочих, они работают с разными шифрами и значками, но главное – со схемами слов и предложений. Так я задействую косвенные пути обучения – опосредованное чтение, в ходе которого развиваю функции, необходимые для процедуры чтения, что одинаково необходимо и интересно читающим и нечитающим детям.
Моя установка на изучение русского языка как единства смысла и системы языка дает возможность соотносить слово с предметной действительностью. А это значит, что создаются условия для включения в активную учебную деятельность всех учащихся: мыслящих на уровне теории, образа или конкретного предмета. Например, на подготовительном этапе обучения в «Азбуке» даны похожие, но различающиеся отдельными деталями иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» и «Три медведя».
Задание: «Составь схемы названий этих сказок. Найти различия в картинках».
Ниже нарисованы ложка, стул, миска, кружки – атрибутика сказки « Три медведя».
Под рисунками подписи этих слов с пропусками известных детям букв о, у, а, у, которые они вписывают на основе фонетического анализа слов.
От этапа к этапу я расширяю содержание по всем линиям. Тем самым усложняю связи между ними, следовательно, усложняется и структура умственных действий ребенка. К концу букварного периода школьники будут:
1. Иметь представление о связях: между целью, местом общения и речевыми средствами (интонацией, темпом, громкостью говорения, мимикой жестами);
2. Владеть общеучебными умениями; уметь адекватно реагировать на обращения учителей и одноклассников;
3. Различать, сравнивать: буквы и звуки; гласные и согласные звуки; жанры детской художественной литературы;
4. Решать практические задачи; делить слова на слоги; соотносить число звуков с числом букв в словах; находить ударный слог;