Конкурс фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!"

На портале ОГЭУ объявляется новый конкурс. Теперь - для учителей и родителей первоклассников. Он приурочен к дням проведения в школах праздников прощания с первым учебником. с БУКВАРЕМ. Совсем недавно первоклассники расстались с БУКВАРЕМ. Для кого-то встреча с первым школьным учебником была радостной и легкой, для кого-то - трудной. Кто-то из учителей с удовольствием открывал детям мир чтения, а кто-то вспоминал о тех, ранее используемых букварях, поругивая новые издания.

Так и родители - кто-то "принял" тот Букварь, по которому учится их ребенок, а кто-то - нет. Поэтому и праздник у всех был разным!. И все же...Предлагаем учителям и родителям принять участие в конкурсе фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!", посвященных тардиционному празднику "Прощание с Букварем". Каждый участник конкурса может послать в адрес жюри не более 3-х фотографий, которые должны быть сопровождены комментариями (используйте для этого возможности Paint или какой-либо другой программы) и рассказ о том, как "давалось" школьникам учение по Букварю (не более 7 500 знаков с пробелами).

Конкурсные работы отправлять по адресу:bolshakova@apkpro.ru (Большаковой Ирине Валентиновне, контент-менеджеру портала ОГЭУ), указывая Фамилию, И.,О. и ссылку на Ваш профиль, созданный на портале (для участия в конкурсе обязательная регистрация на портале). Сроки проведения конкурса: с 20 апреля по 10 мая. Победители конкурса будут награждены сертификатами портала и благодарственными письмами, которые будут направлены в адрес руководителей образовательных учреждений. Лучшие работы пополнят инфотеку учебников нашего портала, а их авторы получат сертификаты!

Успехов всем!

Обсудить работы можно на странице ОГЭУ http://fsu-expert.ru/node/2361

среда, 12 мая 2010 г.

66 - "До свидания, Букварь!" - Маслова Наталья Николаевна




Рассказ о том, как «давалось» школьникам учение по БУКВАРЮ

Совсем недавно мои первоклассники расстались с БУКВАРЁМ. Для некоторых это была самая первая книга, которую они прочитали.
В 2009 – 2010 учебном году я впервые работала по учебнику «Букварь» под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. И я считаю, что это учебник для детей, которые приходят в школу абсолютно с разным уровнем развития умения читать, для так называемых «смешанных» классов, а именно в таком я и работаю. Книга, я считаю, поможет начинающему ученику овладеть навыком чтения, а читающему – усовершенствовать этот навык. Так как одна страница каждого урока (разворота книги) – это страница, прежде всего для тех, кто учится читать, но и уже читающие дети работают по ней: участвуют в беседе, думают над лексическим значением слов, делают слого-звуковой анализ слов. А другая страница – это текст для читающих детей, который, как правило, тематически связан по содержанию с предыдущей страницей. Важно отметить, что в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать. Эти слова напечатаны светлым шрифтом, и постепенно от страницы к странице, слов, которые могут прочитать все ученики становится все больше и больше. В конце БУКВАРЯ все слова и тексты на обеих страницах по виду не отличаются, а это значит, что весь класс научился читать. А ведь, главная цель уроков обучения грамоте – формирование навыка чтения и совершенствование его, развитие интереса к чтению и желания читать. Хочется отметить, что такая особенность оформления страниц БУКВАРЯ, во-первых, позволяет каждому ребенку видеть каждый день свое продвижение вперед. В любом деле очень важно видеть собственный успех, и обучение чтению не является исключением. С каждым днем я все больше замечала у многих детей желание чаще посещать библиотеку, больше читать дополнительную литературу. А во-вторых, учителю легче организовать работу на уроке с детьми, уровень чтения которых значительно различается. Я думаю, что за это многие учителя скажут «спасибо» авторам данной книги.
Несколько слов хочется сказать о самих текстах для чтения, включенных в БУКВАРЬ. Я считаю, что, начиная с самых простых, маленьких текстов, у первоклассников формируется правильный тип читательской деятельности. Тексты разнообразны по содержанию, в них присутствуют доброта и нежность, ирония и юмор (чего так не хватает порой в нашей жизни), познавательное, нравственное и эстетическое начало. Моих учащихся заинтересовали тексты о русских словах, о происхождении русских имен, фамилий, о Москве и об истории. Такие тексты, как «Названия русских рек», «Почему её назвали капустой?», «Почему её назвали петрушкой?», «Названия русских городов», «Русские фамилии» и другие.
Данный БУКВАРЬ ещё хорош и тем, что позволяет значительно обогатить словарный запас учащихся: вводится много слов, с которыми дети встречаются впервые, они уже учатся работать с толковыми словарями. Дети открывают для себя множество новых названий рек, городов, стран и находят их место расположения, т.е. уже знакомятся с картой, а также узнают имена многих великих людей.
Значительное место на страницах БУКВАРЯ отводится слого-звуковуму и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах БУКВАРЯ предлагается много материала для упражнений в технике чтения. Это столбики слогов, слов, предложения, небольшие тексты, составленные по принципу от простого к сложному.
Интересно и оформление БУКВАРЯ, на что, кстати говоря, в первую очередь обратили внимание дети. Каждый разворот – урок – представляет собой коробку с кубиками, ведь у каждого ребенка есть дома похожая коробка с кубиками, на гранях которых рисунки и буквы. Кубики с буквами лежат по алфавиту, но пока ещё не начали знакомиться с буквами, на каждой верхней грани кубика рисунок, соответствующий букве. Как только буква изучена, она «открывается» и уже постоянно присутствует на каждом развороте, так постепенно складывается весь алфавит, который дети запоминают задолго до того, как пройдены все буквы. И я заметила, что мои первоклашки к концу первого года обучения знают алфавит «на зубок», легко ставят слова в алфавитном порядке. Знаю из своего опыта работы, что, изучая алфавит во втором классе, он дается детям с трудом.
Праздник «ДО СВИДАНИЯ, БУКВАРЬ» у нас прошёл интересно, весело, увлекательно. Дети с удовольствием учили стихи о каждой букве, о том, как хорошо уметь читать, о том, как они благодарны своей первой книге БУКВАРЮ, которая, я надеюсь, останется в их памяти на долгие годы. По окончанию праздника каждый ученик получил удостоверение в том, что
Букварь прочёл,
Полный курс наук прошёл.
И теперь без передышки
Ты прочтёшь
Любые книжки.
Свои слова благодарности выразили и родители: «Это книга, которая учит читать, развивает интерес, увлекает в мир знаний. Здесь в простой и интересной форме ребята познают мир, открывают для себя много нового. Нельзя передать словами то удивление и радость, которые читались в детских глазах. Дети учились читать.… А научившись читать, они учатся рассуждать, мыслить и совершать поступки, если не сказать больше: они учатся жить. Спасибо, тебе первая книга, БУКВАРЬ!»
И я с удовольствием присоединяюсь к этим словам благодарности, которые считаю вполне справедливыми.