Конкурс фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!"

На портале ОГЭУ объявляется новый конкурс. Теперь - для учителей и родителей первоклассников. Он приурочен к дням проведения в школах праздников прощания с первым учебником. с БУКВАРЕМ. Совсем недавно первоклассники расстались с БУКВАРЕМ. Для кого-то встреча с первым школьным учебником была радостной и легкой, для кого-то - трудной. Кто-то из учителей с удовольствием открывал детям мир чтения, а кто-то вспоминал о тех, ранее используемых букварях, поругивая новые издания.

Так и родители - кто-то "принял" тот Букварь, по которому учится их ребенок, а кто-то - нет. Поэтому и праздник у всех был разным!. И все же...Предлагаем учителям и родителям принять участие в конкурсе фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!", посвященных тардиционному празднику "Прощание с Букварем". Каждый участник конкурса может послать в адрес жюри не более 3-х фотографий, которые должны быть сопровождены комментариями (используйте для этого возможности Paint или какой-либо другой программы) и рассказ о том, как "давалось" школьникам учение по Букварю (не более 7 500 знаков с пробелами).

Конкурсные работы отправлять по адресу:bolshakova@apkpro.ru (Большаковой Ирине Валентиновне, контент-менеджеру портала ОГЭУ), указывая Фамилию, И.,О. и ссылку на Ваш профиль, созданный на портале (для участия в конкурсе обязательная регистрация на портале). Сроки проведения конкурса: с 20 апреля по 10 мая. Победители конкурса будут награждены сертификатами портала и благодарственными письмами, которые будут направлены в адрес руководителей образовательных учреждений. Лучшие работы пополнят инфотеку учебников нашего портала, а их авторы получат сертификаты!

Успехов всем!

Обсудить работы можно на странице ОГЭУ http://fsu-expert.ru/node/2361

среда, 12 мая 2010 г.

67 - "До свидания, Букварь!" - Корнюшенко А. М.



«До свидания, Букварь!»
Корнюшенко А. М., учитель начальных классов МОУ Лизиновская CОШ Россошанского района, Воронежской обл.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать, и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Я работаю в начальной школе более 30 лет. В первые годы своей педагогической работы я учила читать первоклассников по Букварю, затем на смену пришла Азбука, которая несколько раз переиздавалась. В последнем издании Азбука красочная, объёмная, более насыщенна различной информацией, имеются занимательные задания с участием сказочных героев. А ещё в Азбуке предусмотрены специальные тексты для читающих первоклассников. Открывать детям мир чтения мне помогает Азбука в тесном переплетении с игровыми технологиями, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Первым продуктивным способом чтения, которым овладевают первоклассники, является плавное слоговое чтение, т. е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует специальная подготовительная работа, которая начинается в Азбуке задолго до того, как дети приступят к чтению слов, предложений: знакомство со слогом, ударением, деление слов на слоги, определение количества слогов в слове, графическое изображение слова, выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ слов. В результате ученики осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога. Соединяя аналитико – синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя детей в проговаривании слов по слогам с опорой на схему модель слова, я помогала им «вживаться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивали то действие, которое на протяжении всего периода обучения грамоте будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам». В этот подготовительный период использую так же игры, которые помогут решить следующие образовательные задачи:
–формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
–упражнение уч-ся в подборе слов с определённым количеством слогов, сопоставлении и преобразовании слов из названных слогов;
–формирование умения определять и называть ударный слог.
Игры «Последний слог в слове за тобой», «Цепочка слов», «Читай слоги, придумывай слова», «Телеграф», «Слоговые часы», «Почтальон», «Учим куклу говорить», «Рассели животных», «Поймай рыбку», «Эхо», «Выставка игрушек», «Чудесный мешочек» и другие очень помогли детям подготовиться к чтению слов.
Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим я старалась как можно более качественно провести работу, обеспечивающую запоминание букв учениками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями. Первый из них – обстоятельная работа над графическим образом буквы на уроке. В этом мне помогают следующие приёмы:
–поэлементный анализ графического облика буквы (Из каких частей состоит буква?);
–сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква?);
– сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая?);
– поиск буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, где живёт буква);
– конструирование буквы: выкладывание её из счётных палочек (Сделай букву);
– печатание буквы в тетрадях;
–распознавание буквы в предложениях, в текстах (Посчитай, сколько раз новая буква встречается в строке). Второй путь, который обеспечивает запоминание первоклассниками графического облика букв, – регулярное повторение изученных букв и звуков. В Азбуке уделяется достаточно внимания по изучению буквы и её закреплению. Но хотела бы добавить ещё те игровые технологии, которые я использую в своей практике: «Найди лишнюю букву», «Что изменилось?», «Поймай букву», «Буквы – подружки», «Напиши в воздухе», «Угадай букву», «Листочки деревьев», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», «Свяжи варежки», «Помоги Незнайке», «Не проморгай» и другие.
Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение первоклассников чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияния, ученики получают инструмент для прочтения любого слога. Для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовиться произнести два звука – вслух это должно быть произнесено одним целым звуком).На данном этапе я использую прём обучения чтению прямого открытого слога:
– чтение по следам звукового анализа («Поможем подружиться буквам»);
– чтение путём протяжного произнесения согласного и мгновенного произнесения гласного ( «Какой слог живёт в домике»);
– чтение по аналогии (вариант игры «Читай – не зевай»).
При обучении чтению слияний чередую приёмы обучения и дидактические игры, потому что, осознав принцип, положенный в основу подбора материала для чтения слогов, дети начинают читать механически, что приводит к ошибкам на основе догадки. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным. С этой целью провожу игры «Новоселье», «Слоги, по местам!», «Первый слог прочитай, второй отгадай», «Строим слоги», «Четвёртый лишний», «Капитаны», «Лесенка», «Какой слог живёт в домике?», «Живые слоги», «Путаница», «Дополни товарища», «Заяц и волк» и другие.
Обогащению содержания уроков чтения дополнительным материалом, формирование у детей умения читать слоги и слова служит использование слоговых таблиц на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте.