среда, 12 мая 2010 г.
105 - "До свидания, Букварь!" - Коробкина Татьяна Николаевна
МОУ Касьяновская СОШ
Рассказ на тему « До свидания, Букварь!»
Уже много лет я работаю по УМК « Школа России». На уроках обучения грамоте пользуюсь учебником В. Горецкого « Русская Азбука». Как же давалось моим школьникам учение по Букварю?
Беру первоклассников и думаю: а вдруг не научу их писать и читать? Перед первым классом учительская душа не бывает в отпуске, предвидя все трудности детей и учителя в период обучения грамоте. Ведь обучить детей чтению - одна из главных задач обучения младших школьников. От этого во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, самому себе. Многолетний опыт работы показывает ,что , если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает почетное место, верит в свои силы , и , наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую- то ущербность ,теряет веру в свои силы, способность учиться.
И вот первоклассники впервые переступают порог класса, и каждый - со своими радостями и печалями , умениями и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно намекнуть и он все поймет, а другому нужно повторить десятки раз, чтобы он запомнил одну только букву.
И в таких условиях перед учителем стоит трудная задача: научить всех, научить каждого.
Какие они , мои будущие ученики? С ними я познакомилась еще до школы. Все ребята знали буквы, многие уже читали, а некоторые читать еще не умели. Дети, которые читали бегло, получали индивидуальные задания. С остальными же ребятами работала так: с новым звуком и буквой знакомство происходило традиционно: устанавливали последовательность, количество звуков, связь между ними, находили буквы, которыми они обозначаются, а затем шла работа с цветными слогами – слияниями. Далее шел этап чтения слов с этими слогами, но перед чтением дети получали установку на чтение слов не слогами, а целыми словами. Я предлагала посмотреть на слово в течение нескольких секунд , губы прижать рукой, назвать слово. Таким образом, прочитывались столбики слов на доске, затем в Азбуке, в дидактическом материале, читали короткие предложения ,перечитывали их.
Особенно меня насторожила слаборазвитая речь некоторых детей. При нашем знакомстве их ответы на мои вопросы были односложны , нередко просто кивок головы или молчание в знак согласия. Что ж, надо работать и работать. Сразу же возникла серьезная проблема: как развивать речевой аппарат и речь каждого ребенка в отдельности? Свою работу в этом плане начала с хорового проговаривания, с тем, чтобы упражнять детей в подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата. Отрабатывали с детьми темп, ритм, выразительность речи ,используя скороговорки, попевки , потешки. Вот некоторые из них:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
Использовала такой прием: кто – то один отвечал, а класс этот же ответ проговаривал хором. Долгое время отвечали одни и те же дети, большая часть шептала или просто слушала, что говорят остальные. Преодолеть это «шептание» помогла физкультминутка:
У доски мы не молчим
Мы все время говорим:
« Я пишу, я докажу,
Объясню и расскажу».
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Медленно продвигалось дело, но я не отчаивалась. Верила, что со временем заговорят все мои детишки. Пока же использовала любую возможность для хорового и индивидуального проговаривания. Мы с учениками часто читаем хором, как бы распевая, сливая слоги. Читаем по несколько раз страницу Азбуки. Сначала читаем медленно, потом быстрее, а после еще быстрее. Чтению текста предшествуют фонетические зарядки, которые включают прочтение слогов в каждом тексте. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Отработав правильность произношения, четкость, силу голоса , можно избежать затруднений при чтении по Азбуке. Каждый урок чтения мы старались заниматься только чтением по 25 минут. Это дает хорошие результаты для достижения хорошего уровня чтения. Старалась видоизменять работу. Ученики читали со мной вместе, по колонкам, затем читал кто-то один. На основе своего опыта работы сделала вывод, что торопить детей при чтении нельзя. Торопливое чтение - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от него не будет никогда! При чтении прошу детей следить пальчиком , так передается грамота. Часто мы с ребятами читали тексты с доски одновременно с учителем, применяла чтение за диктором. При этом четко проговаривали каждый звук. Затем часть текста дети печатали в тетради. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь детей. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь учебный день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке.
В подготовительный период обучения грамоте по Азбуке предполагается рассказывание сказок, знакомых детям. Но беда была в том, что хотя дети их и знали, но пересказать не могли. И тогда я пошла по такому пути: рассказывала сказку сама с помощью 2-3 учеников, умевших рассказывать. Иногда просила родителей дома послушать пересказ этой сказки ребенком. На следующий день дети пытались рассказать ее, но уже цепочкой с использованием иллюстраций, книжек – малышек.
У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в урок. Чтобы урок был ярким, запоминающимся, интересным мы с ребятами часто отправлялись в « путешествия».
К середине декабря все дети читали целыми словами. Для меня этот результат стал желанным. С этого времени на первый план вышла техническая сторона чтения. Я начала шире вводить различные упражнения , которые воздействовали на основные параметры чтения.
Это такие всем известные упражнения»:
« Фотоглаз». Цель работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствует устойчивость внимания.
« Молния». Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
« Буксир». Упражнение используется для развития скорости и гибкости.
« Кто быстрее?». Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Звуковая разминка. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Не забываю о таком методическом приеме ,как частота тренировочных упражнений. Рекомендую родителям дома читать с детьми порциями, но до 5 раз: про себя, интересный отрывок вслух, обязательно один раз перед сном вслух.
Нравится детям хоровое чтение с элементами соревновательности. Это подтягивает детей, выравнивает скорость чтения.
Игра расширяет детский кругозор, способствует закреплению навыка чтения и написания слов. Для развития грамотности провожу такие игры: « Преобрази слова», « Найди пару», « Собери слова», « Тучка» « Убежали буквы с дымом» и другие.
Работая над скоростью чтения нельзя забывать совет русского методиста Д.И. Тихомирова: « Научить маленьких читателей мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при работе над выразительностью чтения. Именно голосом, дикцией ребенок выражает свое отношение, свои чувства к описанным фактам. « Расскажи так этот эпизод, чтобы другие почувствовали , кто из действующих лиц больше тебе понравился, кого ты осуждаешь , кем недоволен, с кого хочешь брать пример».
В своей работе стараюсь использовать технические средства обучения : аудио, видео аппаратуру. Их использование повышает интерес учащихся к урокам.
На страницах Азбуки дети знакомились с произведениями русского фольклора( русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки) , творчеством русских поэтов и писателей, знакомились со страницами истории нашей страны. Все предложенные тексты способствуют воспитанию духовной нравственности, доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе, гордости за наше Отечество. Хочется верить , что моим ученикам на всю жизнь запомнятся моменты общения с первой учебной книгой – «Русской Азбукой».
Так, день за днем, шаг за шагом , преодолевая трудности, обиды и огорчения, радуясь успехам и удачам , мы завершили изучение нашей первой учебной книги.
Общение с первоклассниками, может быть, самое трудное и ответственное дело для учителя. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким , жить жизнью детей, но вместе с тем быть настойчивым в своих справедливых требованиях - это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька – умение хорошо читать.
Рассказ на тему « До свидания, Букварь!»
Уже много лет я работаю по УМК « Школа России». На уроках обучения грамоте пользуюсь учебником В. Горецкого « Русская Азбука». Как же давалось моим школьникам учение по Букварю?
Беру первоклассников и думаю: а вдруг не научу их писать и читать? Перед первым классом учительская душа не бывает в отпуске, предвидя все трудности детей и учителя в период обучения грамоте. Ведь обучить детей чтению - одна из главных задач обучения младших школьников. От этого во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, самому себе. Многолетний опыт работы показывает ,что , если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает почетное место, верит в свои силы , и , наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую- то ущербность ,теряет веру в свои силы, способность учиться.
И вот первоклассники впервые переступают порог класса, и каждый - со своими радостями и печалями , умениями и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно намекнуть и он все поймет, а другому нужно повторить десятки раз, чтобы он запомнил одну только букву.
И в таких условиях перед учителем стоит трудная задача: научить всех, научить каждого.
Какие они , мои будущие ученики? С ними я познакомилась еще до школы. Все ребята знали буквы, многие уже читали, а некоторые читать еще не умели. Дети, которые читали бегло, получали индивидуальные задания. С остальными же ребятами работала так: с новым звуком и буквой знакомство происходило традиционно: устанавливали последовательность, количество звуков, связь между ними, находили буквы, которыми они обозначаются, а затем шла работа с цветными слогами – слияниями. Далее шел этап чтения слов с этими слогами, но перед чтением дети получали установку на чтение слов не слогами, а целыми словами. Я предлагала посмотреть на слово в течение нескольких секунд , губы прижать рукой, назвать слово. Таким образом, прочитывались столбики слов на доске, затем в Азбуке, в дидактическом материале, читали короткие предложения ,перечитывали их.
Особенно меня насторожила слаборазвитая речь некоторых детей. При нашем знакомстве их ответы на мои вопросы были односложны , нередко просто кивок головы или молчание в знак согласия. Что ж, надо работать и работать. Сразу же возникла серьезная проблема: как развивать речевой аппарат и речь каждого ребенка в отдельности? Свою работу в этом плане начала с хорового проговаривания, с тем, чтобы упражнять детей в подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата. Отрабатывали с детьми темп, ритм, выразительность речи ,используя скороговорки, попевки , потешки. Вот некоторые из них:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
Использовала такой прием: кто – то один отвечал, а класс этот же ответ проговаривал хором. Долгое время отвечали одни и те же дети, большая часть шептала или просто слушала, что говорят остальные. Преодолеть это «шептание» помогла физкультминутка:
У доски мы не молчим
Мы все время говорим:
« Я пишу, я докажу,
Объясню и расскажу».
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Медленно продвигалось дело, но я не отчаивалась. Верила, что со временем заговорят все мои детишки. Пока же использовала любую возможность для хорового и индивидуального проговаривания. Мы с учениками часто читаем хором, как бы распевая, сливая слоги. Читаем по несколько раз страницу Азбуки. Сначала читаем медленно, потом быстрее, а после еще быстрее. Чтению текста предшествуют фонетические зарядки, которые включают прочтение слогов в каждом тексте. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Отработав правильность произношения, четкость, силу голоса , можно избежать затруднений при чтении по Азбуке. Каждый урок чтения мы старались заниматься только чтением по 25 минут. Это дает хорошие результаты для достижения хорошего уровня чтения. Старалась видоизменять работу. Ученики читали со мной вместе, по колонкам, затем читал кто-то один. На основе своего опыта работы сделала вывод, что торопить детей при чтении нельзя. Торопливое чтение - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от него не будет никогда! При чтении прошу детей следить пальчиком , так передается грамота. Часто мы с ребятами читали тексты с доски одновременно с учителем, применяла чтение за диктором. При этом четко проговаривали каждый звук. Затем часть текста дети печатали в тетради. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь детей. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь учебный день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке.
В подготовительный период обучения грамоте по Азбуке предполагается рассказывание сказок, знакомых детям. Но беда была в том, что хотя дети их и знали, но пересказать не могли. И тогда я пошла по такому пути: рассказывала сказку сама с помощью 2-3 учеников, умевших рассказывать. Иногда просила родителей дома послушать пересказ этой сказки ребенком. На следующий день дети пытались рассказать ее, но уже цепочкой с использованием иллюстраций, книжек – малышек.
У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в урок. Чтобы урок был ярким, запоминающимся, интересным мы с ребятами часто отправлялись в « путешествия».
К середине декабря все дети читали целыми словами. Для меня этот результат стал желанным. С этого времени на первый план вышла техническая сторона чтения. Я начала шире вводить различные упражнения , которые воздействовали на основные параметры чтения.
Это такие всем известные упражнения»:
« Фотоглаз». Цель работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствует устойчивость внимания.
« Молния». Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
« Буксир». Упражнение используется для развития скорости и гибкости.
« Кто быстрее?». Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Звуковая разминка. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Не забываю о таком методическом приеме ,как частота тренировочных упражнений. Рекомендую родителям дома читать с детьми порциями, но до 5 раз: про себя, интересный отрывок вслух, обязательно один раз перед сном вслух.
Нравится детям хоровое чтение с элементами соревновательности. Это подтягивает детей, выравнивает скорость чтения.
Игра расширяет детский кругозор, способствует закреплению навыка чтения и написания слов. Для развития грамотности провожу такие игры: « Преобрази слова», « Найди пару», « Собери слова», « Тучка» « Убежали буквы с дымом» и другие.
Работая над скоростью чтения нельзя забывать совет русского методиста Д.И. Тихомирова: « Научить маленьких читателей мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при работе над выразительностью чтения. Именно голосом, дикцией ребенок выражает свое отношение, свои чувства к описанным фактам. « Расскажи так этот эпизод, чтобы другие почувствовали , кто из действующих лиц больше тебе понравился, кого ты осуждаешь , кем недоволен, с кого хочешь брать пример».
В своей работе стараюсь использовать технические средства обучения : аудио, видео аппаратуру. Их использование повышает интерес учащихся к урокам.
На страницах Азбуки дети знакомились с произведениями русского фольклора( русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки) , творчеством русских поэтов и писателей, знакомились со страницами истории нашей страны. Все предложенные тексты способствуют воспитанию духовной нравственности, доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе, гордости за наше Отечество. Хочется верить , что моим ученикам на всю жизнь запомнятся моменты общения с первой учебной книгой – «Русской Азбукой».
Так, день за днем, шаг за шагом , преодолевая трудности, обиды и огорчения, радуясь успехам и удачам , мы завершили изучение нашей первой учебной книги.
Общение с первоклассниками, может быть, самое трудное и ответственное дело для учителя. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким , жить жизнью детей, но вместе с тем быть настойчивым в своих справедливых требованиях - это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька – умение хорошо читать.